Как Гоголь с Булгаковым соседями стали. Опять!
Ассорти

Как Гоголь с Булгаковым соседями стали. Опять!

Вот памятник Гоголю. На одноименном бульваре.

Смотрит гордый в сторону дома, где ныне его музей. Где печка с якобы сгоревшими «Мертвыми душами — 2».

 

«Плывёт бульвар с Арбатом в паре,
Дворы пустынны в декабре.
Весёлый Гоголь — на бульваре,
Печальный Гоголь — во дворе».

                                    (Лев Озеров)

Вот «печальный» памятник Шехтеля-Андреева.

По слухам, его вид пугал Сталина, когда тот бороздил московские просторы на лимузине по Арбату. По Военно-грузинской дороге – так называли тогда Арбат москвичи.

Не печальный — лукавый Николай Васильевич с героями его «Ревизора» и одним словом — «Гоголь».

Сталину ревизоры незачем.

***

Два Гоголя соседствуют в Москве.

Один над облаками дымной гари

Стоит победоносно на бульваре,

И план романов новых в голове.

 

Другой неподалёку за углом,

Набросив шаль старушечью на плечи,

Сутулился, душою искалечен,

Больною птицей прячась под крылом.

 

Переселён он с площади за дом,

Где в тяжких муках уходил от мира,

И гость столицы, пробегая мимо,

Его заметит, видимо, с трудом.

 

Два Гоголя соседствуют в Москве,

Похожи и как будто непохожи.

От одного — мороз дерет по коже,

Другой — сияет бронзой в синеве.

 

Толпой народ выходит из кино,

А эти две несхожие скульптуры —

Два облика одной литературы,

Которым вместе слиться не дано.

 

Написал в 1977 году Александр Городинский.


А вот памятник Булгакову. На Большой Пироговке, 35-37.

После «нехорошей» квартиры Михаила Афанасьевича с женой унесло ближе к Лужникам.

На постаменте распахнутые книжки, Маргарита на метле, какие-то кошачьи следы, прокуратор Иудеи, Иешуа… Много народа и все из бронзы.

Булгаков с папироской – он, похоже, крепко поддатый – наклонился, летит куда-то с шляпой в руке. Не улетит, так рухнет.

 

Нехороший взгляд у писателя. Зеленый, ненадежный какой-то.

Скульптор Франгулян его именно таким представил общественности.

Он и своего земляка Хачатуряна изобразил цыпленком-табака.

А уж как Бродского воздвиг ваятель — в лакированных штиблетах, плоского, как вобла, в окружении «светлых» и «темных» сил прямо напротив Дома Шаляпина и американского посольства – видели? Не надо.

Безнаказанно работает армянский «талант»!


Есть и другой Булгаков. Рук Рукавишникова.

И это совсем другой Мастер. По-моему, выдающийся.

Памятник есть и его нет!

Его место прописки предполагалось на Патриках.

Но – нет жителя по месту жительства. Нет!

Прочие фигуры «Маргариты» теперь на Земляном валу. А Михаила Афанасьевича, который на полуразвалившейся лавочке, не найдете. (В музее на Садовой можно увидеть макет — всё.)

Впрочем, нет и 12-метрового примуса, входящего, по замыслу скульптора в булгаковский ансамбль.

Примус-то, судя по всему, и разозлил цензоров: «Эдак неравен час полыхнет!»

Рукавишников, было, уменьшил «бегемотов примус» на четыре метра, но возможное пламя министерским чиновникам меньшим не показалось.

Да, Рукавишников может!

Ему доверь Никулина посреди тротуара – шик.

Шолохова в лодке в окружении лошадиных голов – может.

Магомаева – как живой!

А какого Ростроповича на Брюсове переулке он выставил – видели? Фантастика!

Да и Набоков в Монтрё…


Тут недавно Булгаковский сквер на Козихинском образовался.

Вшивый какой-то, без скамеек, без хотя бы бюста Автора, без монокля, без Корзухина, без Преображенского. Клумба и урны. Не сквер, а скверик.

Патриарший пруд – он «от» патриарха Гермогена. Аж с XVII века. Патриаршей слободой с Козьим болотом уже почти не пахнет. Почти не пахнет!

Что уж лукавить, все-таки попахивает временами. Обычно ближе к вечеру. Пышногубые, ровноносые, чернобровые, пластилиновые,  пластмассовые, ЦУМовые, просекковые и аперолЬевые – понты и понторезы. Силиконово-кавказский бомонд.

За углом теперь не безымянный скверик – собянинское квадратно-гнездовое убожество.

Имени Булгакова! И на том спасибо.


Ба-бац! Новое изваяние – триумф исторической логики и величественного вкуса. Большая Никитская, 46.

Выходящий наружу двор Военно-исторического общества. Сейчас расскажу.

Прежде всего о сообружении – усадьба Васильчиковых. Княжеское поместье.

В здании, как вы понимаете, сейчас восседают новые князьки и их вассалы. Делают историю пацаны!

Аллея полководцев во главе с Суворовым и Жуковым. Флаг России на высоченном флагштоке. Вдруг кто-то из прохожих не знает, где очутился.

Музей военной формы хорош. Даже для девочек.

Реставрация отменная. Газон новый. Вековой дуб – или кто он там? – жив.

В углу броневичок, на который вот-вот взбежит очередной Ленин. Нормально!

Нет же! Мало действующих лиц, историки? Князья Васильчиковы завещали всех (!) увековечить? Окромя их самих, похоже.

Два новых жильца на этой самой Большой Никитской, 46.

— Кто?

— Да вы же всё уже поняли!

Да — Гоголь и Булгаков.

***

Гоголей стало трое на один километр. Это прекрасно!

Чувствую, в ближайшее время нагрянет в столицу комиссия из Книги рекордов Гиннесса и зафиксирует максимальное число Гоголей на единицу длины.

Николай Васильевич спокоен. Котелок положил на журнальный столик. Сам вальяжно восседает, посматривает чуть правее.

А справа как раз молодой Булгаков.

— Где?

— Че ты врешь?

— Не вижу никакого Булгакова?

— Опа! Вот он! Да нет… Не может быть!

Кто отправил писателя с котом на чугунный балкон второго этажа? Да еще на подушке, свесив ноги в клетчатых носках – готового спрыгнуть с опасностью для своего и кота здоровья.

Замысел скульптора Баскакова не отчетлив.

К исполнению вопросов нет. Персонажи узнаваемы, симпатичны, радостны глазу.

Эх, если б разрешили – или научились! – создавать живые памятники. Такие, чтоб прям смотришь на героя, а он как есть — живой. И не «Мадам Тюссо», а из камня.

А то всё черное такое… Ну не негры же Гоголи с Булгаковыми — в цвет покрашенной бронзы.

***

Они давно вместе…

Гоголя перезахоронили на Новодевичье с кладбища Данилова монастыря. Там был крест с Голгофой. Всё серьезно.

Сверхпозитивный бюст писателя с очевидным дарителем — «От советского правительства». Как герою космоса или, на худой конец, целины.

Елена Сергеевна Булгакова обнаружила среди кладбищенского мусора громадный валун.

Голгофа с могилы Гоголя! Та самая.

Гранитный камень перевернули и написали — «Писатель. Михаил Афанасьевич Булгаков».

Гоголь в 20 метрах от Булгакова…

«Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!»

Булгаков всё чувствовал…


Что случилось, и отчего вдруг два выдающихся писателя, соседствующих на Новодевичьем, обнаружили себя – кто на лавке, кто на балконных ограждениях в непосредственной близости друг к другу и к усадьбе Васильчиковых?

Гоголь был недолго гувернером у одного из детей князей Васильчиковых.

Булгаков, перед тем как уехать на Пироговку, четыре месяца проживал в кабинете у сестры. Та была директором школы, здесь в 1924-м находящейся.

Ни «Миргород», ни «Тарас Бульба» с «Собачьем сердцем» и «Роковыми яйцами» здесь написаны не были.

Итак, гувернер и брат директорши — в «своей» усадьбе. Спасибо князьям!

***

Мы ж гостей усадьбы не учли! Тютчев, Щепкин, Айвазовский – захаживали на чай-кофе-разговоры. Что, скажете, они не заслуживают ? А как же!

Слева дом, где Наташенька Гончарова проживала. Памятник ей — обязательно!

Справа усадьба Суворовых. Бюстом не отделаетесь. Вознесите, пожалуйста, памятник генералиссимусу.

Тут в двух шагах Вольфганг Мессинг жил. А ему почему – ничего?

В 50 метрах Пушкин «Полтаву» читал. Памятник и Александру Сергеевичу, и его «Полтаве»!

Напротив Гоголя с Булгаковым и броневика – Мымра из «Служебного романа» проживала. Алисе Бруновне водрузите уж что-нибудь.

Есть, над чем работать скульпторам.

Надо бы и прекрасную белую девушку с глушителем от завода Кристалл забрать?

Чтобы мужикам на Никитской не было скучно.

Остается ждать еще и бюст (?), памятник (?) Достоевскому, чьим именем назван лекторий, в здании усадьбы Васильчиковых находящийся.

Пространства уже маловато, но как мы понимаем, места всем хватит. Квартирный вопрос гениев не испортит!

Больше памятников великим – грандиозных и разных!

Или все-таки умеренней надо быть?..

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *